Хорватия - август 2002 года

(Все фотографии по тексту можно открыть в отдельном окне в разрешении 800x600.)


      Итак, всё погружено, всё проверено, газ и вода заправлены, холодильник забит едой и безалкогольным пивом. Пересекаем Минскую кольцевую дорогу (как в Москве - МКАД) в 10:50 3 августа и берем направление на Брест. (Не поленюсь опять напомнить, что я живу в Минске!)
Сразу предупреждаю, что время я привожу в расчете на нашу неторопливую езду - я стараюсь не нарушать скоростные режимы, экономлю топливо, любуюсь природой и абсолютно уверен, что тех "гонщиков", которые вдруг внезапно меня обгоняют, хотя три секунды раньше никого не было видно в зеркале заднего вида, и так же бесследно пропадают за горизонтом впереди, за те-же короткие секунды, за которые не успевает успокоиться ёкнувшее от внезапности сердце, ждет свой столб, дерево или ещё какое-нибудь препятствие, где эта техника на долго успокоится. Но я этого никому не желаю.
   Мы планировали пересечь Белорусско-Украинскую границу под Брестом. От Минска до Кобрина по Брестской трассе - 289 км., и от Кобрина до границы с Украиной - 42 км. Расчет был верен - погранпереход совершенно не загружен и дорога до него хорошего качества, не считая последних километров перед границей. Если не учитывать отсутствие направляющих знаков, мы быстро нашли границу и в 15:00 подъехали к шлагбауму. В 15:10, заполнив всего одну бумажку, мы прошли Белорусскую таможню и паспортный контроль, в 15:15 подъехали к Украинской территории и, заполнив обязательство об обратном вывозе авто с Украины, в 15:30 перед нами открылись её просторы. Честно говоря, с нашим опытом прохождения границы в районе Гомеля в отпускной период, когда стояние в очереди затягивается на многие часы, (по крайней мере ранее, ежегодно, в августе), и с различными вымогательствами (какие-то страховки, экологические поборы, плата за "проезд по Черниговской области" и пр.), на этом переходе мы испытали если не шок, то легкое потрясение. Видимо сказывается территориальное расположение перехода.
   Гордый тем, что используя логику и жизненный опыт, я это предвидел, я направил колеса на Львов..... Телефон GSM ("Alcatel 311" подключенный к "Velcom" и без каких либо выносных дополнительных антенн) обнаружил "Kievstar" уже сразу от Ковеля, и далее по всему маршруту с переменным успехом все Украинские операторы сражались за счастье обслуживать мой аппарат. ("Выбор оператора" я специально поставил -"авто"). Даже в Карпатах я не помню особых проблем с уровнем сигнала.
     Дороги по нашему маршруту по качеству были весьма хорошими, если не брать в расчет встречающиеся совершенно разбитые короткие участки и такие ямы, когда при ровном покрытии вдруг проваливаешся в ямку и сразу подкидывает зад, который потом несколько секунд ловишь по всей ширине дороги. Но! Когда делались эти заметки я ещё не был на европейских дорогах! Когда я ехал обратно из Европы мне все украинские дороги, да и белорусские тоже, показались отвратительными. Поэтому, как говорят, всё познается в сравнении, и о дорогах я больше упоминать не буду. Если я вернулся, да ещё и с целой подвеской - значит ездить можно. Только местами - очень осторожно.
      С погодой нам не повезло в том году. За рулем я покрывался за день липким потом. Жарко и душно. Спасал только душ, благо он свой. Забегая вперед скажу, что и в Хорватии нас крепко потрепало ветрами и дождями. Через неделю мы удрали в Крым. А потом радовались, что вовремя смылись - за нами следом Европу стало затапливать.
      В 17:15 до 17:55 сделали остановку. Отдохнули и перекусили. А в 21:45 сразу за Львовом заехали за лесополосу, проходящей вдоль скоростной трассы, на ночевку. Карпатские горы я оставил на следующий день. Легли спать в 23:00. Утром, без будильника, сами встали в 6:45! Душ на улице (комаров нет!), кофе, и в путь. На часах 7:45, солнце ещё не встало, легкий туман и впереди - горы. На спидометре 706 км. пробега за первый день, и скорость (разрешенная) -110 км.час. Про Карпаты сказать нечего. Мой "штурман" до паники боится всяких гор и горных серпантинов и никаких записей не вела. И не фотографировала. Меня "достала" только речка Латорица, мы её пересекали раз 10-15. Перед границей с Венгрией (всем советую заправиться - цены на топливо в Венргии намного выше, хотя качество, на мой взгляд, хуже) в Мукачево случился анекдотичный случай: Я заехал на заправку, и не знаю почему перепутал пистолеты - вставил себе в бак не дизельный, а бензиновый. И разминая старые кости не спеша пошел платить в кассу. Ничего страшного не случилось бы если бы. К моей колонке подлетел на Жигулях местный украинец и не обращая внимания на то, что его бензиновый пистолет торчит у меня в баке , спринтерским рывком обогнал меня, заплатил и пока он бежал обратно пять литров его бензина разбавило мою солярку в баке. Больше всего меня растроило не то, что этот самый украинец устроил скандал и кассир под его давлением вернул ему деньги за бензин и высчитал их с меня!! а то, что двигатель после этого уже не пел, а ныл весь оставшийся день, до следующей заправки. (на 60 литров солярки - пять литров бензина.
      13:00 - паспортный контроль на Украинской границе.Перед таможней к нам в машину попросились три украинца для пересечения границы. Нам что - жалко? Как оказалось им запретили пересекать границу пешком и на велосипедах. Если бы не они, мы бы проскочили границу практически мгновенно. Но нашу машину задержали, пока не проверили этих украинцев по своим "черным" спискам (проверяли по бумажному списку - компьютер у них в это время не работал).
     На границе нас атакуют попрошайки. Пронырливые грязные пацаны так и крутятся у машины. По глазам видно - отвернись на минуту и разберут всё по запчастям. Советую не раслабляться и ничего им не давать с решительным видом. И следить чтоб ничего не стянули. Чудом оформили себе страховку для Венгрии. Если по поводу транзитных виз через Венгрию мы позаботились заранее (оформляли в Минской туристической фирме, а они в Москве, обошлось по 60 долларов с носа), то о страховке забыли. На Украинской стороне много вагончиков оформляющих что угодно, но обслуживать белорусов в этом году у них было какое-то запрещение. Естественно, заплатив денег, мы этот вопрос решили, получив что-то совершенно левое, но эту страховку у нас никто никогда и нигде не спрашивал для проверки. Вообще за всю поездку нас ни разу никто не останавливал. Таможенный контроль, как и в большинстве случаев на нашем постсоветском пространстве, в нашей машине обращает внимание только на саму машину и её внутреннее оборудование. Обычно увидев внутри душ и туалет, молча выходят и забывают пожелать нам счастливой дороги. Наверно теряют дар речи...
      13:35 - паспортный контроль на Венгерской границе. Таможенный контроль на нас практически не обратил внимания. Появилось новое ощущуние - мы уже не дома. Поменяли 100 долларов (по 247 форинтов за доллар) и не выдержав, прямо у продавцов торгующих вдоль дороги купили арбуз, дыню, помидоры, персики и что-то ещё. Венгерский язык не понять никогда. И им нас тоже. Поэтому показывали пальцем что нам нужно, количеством пальцев - сколько нужно, а деньги они брали сами из всей кучи.
      Дорога Е573 переходящая в Е60. Чтоб объехать Будапешт и не попасться на платные дороги, для проезда по которым надо заранее заплатить (например, купить на заправке и наклеить на стекло), что не выгодно для одноразового проезда, нужно не прозевать поворот после Сольнока в районе Альбертирша налево на 405 дорогу. Проехав под мостом платной дороги и въехав в Дабаш нужно повернуть направо на Будапешт. Дорога не ахти, зато бесплатно. Примерно 50 км. и выезжаем на объездную дорогу (М0). По ней налево и можно гнать до поворота на М7 (или Е71, это одна и таже дорога). Гнать надо осторожно чтобы не проскочить поворот. Я, в сумерках, проскочил! Самое смешное, что проскочив поворот уже нельзя никуда ни свернуть ни развернуться - однозначно выскакиваешь на платную дорогу. Тут уж как повезет. В худшем случае - штраф (неслабый) за езду без оплаты. Мне повезло, я нашел разрыв в разграждении (был ремонт) и пользуясь тем, что уже стемнело, выключил свет и пропустив попутные и встречные машины, тихо развернулся. Никто не заметил.
     К великому сожалению нам так и не удалось посмотреть Будапешт. По нашему плану мы его оставили на обратную дорогу. Хотелось быстрее доехать до моря, отдохнуть и, уже отдохнувшими, на обратном пути, заякориться на пару дней и побродить по городу. Все планы поломала погода. Когда мы рванули в Крым, мы опять спешили. И опять пронеслись объездной дорогой. Жаль, конечно, но и так из 30 дней отпуска 7 чистых дней провел за рулем, в дороге. Вместо того чтоб валяться на пляже и греть кости. Вообщем Будапешт мы оставили сбоку и рванули на Балатон. По плану там ночевка. Навстречу, не смотря на хорошую, широкую, скоростную трассу, идет сплошная масса машин. Можно сказать - одна большущая пробка! Все 100 км до Балатона. Воскресенье, поэтому местные возвращаются с Балатона домой. Как у нас в пятницу - по дачам, в воскресенье обратно. Особенно в Москве. Справедливости ради скажу, что там местами велись ремонтные работы, но все равно, лучше на выходные туда не попадаться. На Балатоне мест для отдыха полно. Мы по наитию куда-то повернули пару раз и заехали на кемпинговую стоянку. Населенный пункт - Шиофок.
      Все блага цивилизации. В машине душ - хорошо, но когда есть стационарный - лучше. Не надо экономить воду. Хозяин, как оказалось, знал немецкий, который я правда уже подзабыл, как все советские люди по ненадобности за столько лет после окончания всех бесплатных образований, но объясниться кое как смогли. По крайней мере не смотрели друг на друга как два непонимающих друг друга идиота. Мы немного погуляли по берегу озера, но усталость и языковой барьер взяли свое и не смотря на шумный отдых окружающих завалились спать. Утром пошли купаться. Мне не понравилось. Мелко и мутно. Может потому, что в тот день был сильный ветер и гнал довольно приличную волну. Наверно мы рано встали и уборщики, если они там есть, не успели убрать территорию. Или по другой причине, но довольно грязно на берегу. Везде окурки, пивные пробки и прочий мусор цивильного отдыха.
      Идеальное место для отдыха с маленькими детьми. Утонуть трудно, поэтому можно за ними не особенно следить. Хотя учитывая большое расстояние, которое надо преодолеть и высокие цены в Венгрии - смысл отдыха на Балатоне мне совершенно не понятен. Есть более близкие и доступные места.
Стоянка обошлась в 12 долларов. Пробег за второй день - 750 км.
      Всё. Едем к Хорватской границе! Совсем рядом. Выехали из Шиофок в 10:45. С каждым километром машин всё меньше и меньше. На границе в 14:15 нас встречает полная тишина. Хотя по всему интернету говорилось, что для въезда в Хорватию никаких виз не надо (!!) нас не пустили. Потеряли очень много времени, пока оформили визу на месяц, страховку. (визы на месяц обошлись на человека по 50 кун. а страховка - 385 кун. (курс 1$=7.4 куны). Бегал я по всему погранпереходу - менял деньги, платил за какие-то марки, туда-сюда по жаре. Одна радость - хоть понять хорватов можно. С трудом, но можно. Нас запустили в страну в 15:15. Не смотря на задержку, к морю мы примчались засветло. Дорога платная, но есть алтернативная, параллельно платной, по всем населенным пунктам проходящая (через каждые 3-5 км.) и со всеми, естественно, ограничениями скорости (50 км\ч). И не очень хорошая. Так что экономить не советую. Я немного проехал, плюнул, и вернулся на платную. Всего заплатили за платную дорогу от перехода Летенье - Ходошан до Риеки 15+15+37+20= 87 кун., что по курсу на то время составило 12 долларов. Когда я ехал по платной дороге пожалел, что автодом не выжимает больше 120 км\час. Нам бы такие дороги! Красота! А какие туннели! От Риеки повернули вдоль моря на Сплит. Дорога Е65.
      В 21:00 остановились на ночлег в каком-то кемпинге. Даже не записали название - там их везде валом. Ничем не привлекательный кемпинг, этакий "аэродром подскока". практически здесь никто не отдыхает, только ночуют. Но как и положено - всё есть. Магазин, туалет, душ, электричество и т.д. Заплатили 15 долларов. Пробег за третий день - 492 км. Утром пошли купаться. Вода намного соленее чем в Черном море.
      Отмечу, что в Карловац дорога Е71 уходит влево (мы поехали прямо, по Е65), и срезается угол. Если не надо в Риеку или Пулу, и нет желания проехаться по красивым местам - вам туда, налево т.е. Вообще, чем южнее и дальше уехать от Пулы, тем меньше наглых немцов. И цены на всё падают. Мой совет - чем дальше на юг, тем лучше.       Так же делают итальянцы. Итальянцы умеют экономить. Не зря они берут автодома на колесах напрокат и переезжают в Хорватию, практически то-же самое море, только с другой стороны, но отдыхать намного дешевле чем у себя на родине. Я заметил одного итальянца, с большой семьёй, расположившегося на отдых в кемпинге, который вытащил из машины на улицу электрическую плиту на 4 конфорки и на ней всё готовили. Дело в том, что на кемпинговых стоянках при подключении к автодому сети 220 вольт счётчиков нет. Платят в сутки единую таксу за электричество, правда она зависит от количества отдыхающих, что правильно. Но можно жечь электричество немеренно и экономить газ в собственных балонах, что и делал этот хитрый итальянец.
      С каждым днем пробег у нас уменьшался. Сказывается усталость и узкие горные дороги, по которым не разгонешься. Да и красота - хочется на всё посмотреть и всё успеть сфотографировать и снять на видео. На четвертый день мы проехали всего 334 км. Приехали в Сплит и встали на платную автостоянку прямо в порту. (1 час - 5 кун, 1 день - 50 кун)       Я планировал на пароме попасть на остров Корчула. На этом острове, роясь в Инете, я нашел кемпинговую стоянку, которая мне очень понравилась. По крайней мере из тех, которые смог нарыть. И цены небольшие. Но! Я не знал цен на паромы! С трудом разобравшись в рейсах и ценах я понял, что на острове нам не отдыхать. Жалко денег. Перевозка автодома выливалась в хорошенькую сумму. Конечно кому как, всё относительно, но получалось так - из Сплита до острова Корчула перевозка 2 человек и автодома длинной от 5 до 7 метров потянула примерно на 120-130 долларов. В одну сторону, естественно. И мы решили ехать дальше по суше. И правильно сделали. На фото видно какая погода начиналась в эти дни. Прошел сильнейший ливень с очень сильным, порывистым ветром, и это было только начало потопа 2002 года. Мы долго не выдержали такого отдыха. Но об этом позже.
      Сплит - современный, красивый город. Очень оживленный. Везде грамотные указатели - не заблудишься. Мы решили погулять по магазинам и достопримечательностям, переночевать прямо на стоянке и уже только утром уехать. Очень много автодомов - на нашу стоянку, мы насчитали, за 15 минут заехало 5 штук. Постоянно уплывают одни и приплывают другие. А какие автодома!! Если раньше мой казался таким большим и солидным, то по сранению с некоторыми, которые нам встречались, мой автодом выглядел детской игрушкой. Правда встречались хуже и древнее моего.
Набережная Сплита, наверное, самое оживленное вечером место. Все заставлено столиками и свободного места не найти. Всё кипит, бурлит, народ гуляет и самое противное в этом шуме - ни одного русского слова!       Все эти дни, кстати, тебя давит непонятное и непередаваемое чувство, которое невозможно объяснить - вроде народу вокруг много, но ты как в пустыне. Не потому, что не с кем поговорить, это как раз и хорошо (и к тебе никто не пристает), а потому что вокруг тебя что-то говорят, а ты не понимаешь о чем. Это немного похоже на то чувство, которое возникает, когда в компании кто-то переходит на другой язык, чтоб ты не понял о чем речь. Только с привкусом чужбины. Тоскливо, короче. Хочется домой.
      Ходить по городу быстро надоедает, чувствуем - старина, но расказать нам об этом некому. Поэтому запечатлев в своем сердце гордость за то, что мы здесь были и есть что рассказать детям, внукам, и, дай бог дожить, правнукам, мы идем спать.
      7 августа. Едем в сторону Дубровника. По дороге можно найти много живописных мест для отдыха. Начиная с совершенно дикой и, поэтому, бесплатной стоянки на обочине дороги на берегу моря (если разрешена остановка и по ночам не будет приставать полиция) и заканчивая аппартаментами в частных домах. На этой серии фотографий можно посмотреть на дорогу, природу и примерно судить, что бывают очень классные места. По ценам ориентировать не могу. Не останавливались. Даже снимали на ходу.

Планировали проехать не менее 100 км. и потом искать кемпинг для отдыха. Но вдруг увидели рекламный щит кемпинга "Sirena" который я тоже видел в Интернете и мне резко перехотелось ехать дальше. Проехали от Сплита всего 33 км. Зарулили. Договорились на 5 дней отдыха.
      Начали привыкать к окружению. Кругом немецкая, итальянская и хорватская речь. Может и ещё какая, не понять. В кемпинге стоят автодома, ставят палатки. Дешевле чем отдых в кемпинге наверно небывает. Есть туалеты, души, места для стирки и мытья посуды, небольшой магазинчик с самым главным для жизни, палаткой на пляже и ресторанчик (или кафе?) наверху. В следующей серии фото видно как мы стояли на самом берегу моря, близлежащие окрестности, в частности пляж, и цены в ресторанчике (наглядно, так сказать). Ещё раз напоминаю - 1$ был тогда 7.5 кун. Тишина. Весь шум наверху и то вечером. До нас не доносился. Проходящие мимо обращали внимание только на наш гос.знак авто и ломали голову что значит BY. В центре нашего знака есть надпись: Belarus. Прикольно было наблюдать как они читали и удивлялись. На пляже чисто, убирается каждый день, мусор в мешках каждое утро забирал какой-то катер. Автомобильную дорогу ПОДМЕТАЮТ! Сам видел, как молодой человек веником подметал обочину и на тележке мусор увозил.
От кемпинга до ближайшего поселка не больше километра. Можно идти по пляжу или по автомобильной дороге. В поселке все продукты дешевле чем в магазинчике и сервис более развит, включая наличие почты. Сотовая связь, забыл сказать, везде работоспособна. Телевизор принимает массу программ, но... мы не смотрели. Вода чистая даже при сильном волнении. Рыбки как в аквариуме - всякие, цветные, красивые. Но поймать на удочку не удалось ни одной, кроме одного вида. И то с трудом. Какие-то зубастые. Я их ловил с маской и ластами, подальше от пляжа, чтоб меня не арестовали, среди камней. Клал на дно наш советский садок, к которому привязал длинную веревку а в центр садка клал местного краба, предварительно сломав ему всё что можно. На этого краба собиралась за десяток секунд целая толпа этих зубастых рыбок. Быстро потянув сверху за веревку почти всю эту толпу я вытягивал наверх и на берегу выгружал в ведро. Полведра рыбы за час. Вкусная, но мелкая. За пять дней я смог подстрелить только одну солидную рыбу. Вроде кефаль, или похожа на нее. Но заниматься этим у них без соответствующего разрешения и оборудования, естественно, нельзя.
     Сгореть мы не смогли. Погода издевалась над нами как могла. Временами дожди, постоянный и очень сильный ветер. Иногда были такие порывы ветра, что казалось машину опрокинет! С 7 по 10 августа солнце появлялось только кратковременно. 9 числа даже был град величиной от горошины и больше. Местные аборигены разводили руками и пытались нам объяснить, что они такую погоду видят в первый раз. Надо же какое совпадение - и мы сюда приехали в первый раз!
Короче, 11 августа, взвесив все за и против, мы решили переместиться в родной Крым и там провести остаток отпуска. Обратную дорогу описывать не буду. За исключением того, как я раньше упоминал, мы поехали кратчайшей дорогой: Сплит - Задар - Есенице и по дороге Е71 напрямую на Карловац. По этой дороге, на материке, растет много дикого, халявного инжира. Мелкий, но сладкий. Всем советую съездить и нарвать!

          Подвожу итог.
     Если не брать в расчет уровень сервиса, который лично нам не нужен, т.к. мы обслуживаем всегда сами себя, то лучше Крыма нет ничего. И море полезнее. (научно доказано) И всё родное, включая русскую речь и DAI. И за стоянку автодома платить никому не надо (стой где хочешь, почти). И рыбку нормальную можно половить. И пострелять её довольно крупную под камнями. И ничто за это не будет. И лодку накачать можно - и плыви куда хочешь, кому ты нужен! А какие вкусные копченые обыкновенные бычки! И крабов нормальных (а не дистрофиков) половить, сварить и с прекрасным дешевым Симферопольским холодненьким пивком употребить. И вина в Крыму не хуже, а то и лучше. И обилие дешевых овощей и фруктов (как вам понравится кушать в Хорватии зеленые помидоры по ценам красных на нашем Минском рынке в предновогодний день?). И ехать так далеко не надо. И визы не нужны. И т.д. и т.п. Ну грязновато местами, и даже очень. А нам ли отвыкать от грязи? Всё равно в неё вернемся. (а я знаю места совершенно чистые и людей нет. Правда воды тоже нет) Так что можно съездить один разик и получить собственный опыт и собственные впечатления. Но готов поспорить с любым нормальным человеком - отдых в Хорватии дешевле чем в любом месте Европы, это факт, но даже этих денег он не стоит. Пусть не обижаются на меня люди прочитавшие эти строки - под нормальными людьми я здесь обозвал тех, кто не зарабатывает большие, очень большие или бешеные деньги. Даже в Хорватию если ехать отдыхать, надо иметь с собой сумму на человека никак не меньше тысячи долларов. Без учета транспортных расходов. И то на пару недель максимум. И то не шиковать по отелям и кабакам. А в Крым может позволить себе съездить любой нормально зарабатывающий человек, если будет ежемесячно на эту поездку откладывать какую-то денежку.
     Опять же сколько людей - столько и мнений. И каждый человек понимает под отдыхом только ему понятное, любимое действо. Кто-то валяется на диване, кому-то нравится лезть в горы пешком. Мои рассуждения - лично мои, и моей второй половины, и никому я своё мнение не навязываю. Поэтому гневные и ругательные письма мне по этому поводу, и по моему рассказу в целом, просьба не писать!

      Всем спасибо.
Особая благодарность алфавиту за любезно предоставленные буквы.